Как не упустить активность синих воротничков и нанять нужных сотрудников этой осенью
Рынок труда неоднороден: с одной стороны, конкуренция за сотрудников выглядит умеренной, c другой, безработица — рекордные 2,1%. Активность синих воротничков достигла пика за три года, но компании из растущих отраслей всё сильнее нуждаются в сотрудниках. Как воспользоваться активностью рабочих и повысить эффективность найма — в этой статье. Смотрим на рынок труда и отвечаем на главные вопросы осеннего сезона найма.
Какие изменения рынка труда мы замечаем
При рекордной безработице в 2,1%* активность соискателей на платформе к октябрю возросла на 31%, а в сентябре и вовсе достигла пика за три года: +80%. Конкуренция за сотрудников умеренная, а условия для найма кажутся комфортными: на одну вакансию приходится 6,4 резюме.
Но в каждой отрасли спрос на сотрудников и предложение соискателей отличаются. Работодатели из растущих отраслей экономики всё больше нуждаются в персонале. Даже при растущей активности соискателей этого недостаточно, чтобы закрыть потребности компаний в рабочих специальностях.

Количество опубликованных резюме в промышленности выросло на 46%, hh.индекс к октябрю составил 4,1 резюме на вакансию. Но ситуация всё ещё нестабильна: в течение года на одну вакансию приходилось от 3,7 до 3,4 резюме. Поэтому говорить о снижении конкуренции за персонал пока рано.
В ретейле спрос со стороны работодателей остаётся высоким, а число соискателей выросло лишь на 5%. Это отражается на показателе hh.индекса: в 2025 году он остаётся на критической отметке — 2,1 резюме на вакансию.
Компании из логистики продолжают вести активный найм. Несмотря на то что количество резюме увеличилось на 81%, конкуренция за соискателей возросла: hh.индекс упал с 6,9 в марте до 5,4 в начале октября.
Почему такая разница? Из-за двух факторов
Первый: развитие экономики напрямую влияет на распределение занятости по отраслям. По данным Росстата**, из 73,3 миллиона занятых в России каждый седьмой работает в промышленности, а в ретейле — каждый шестой. В ИТ работает в 5 раз меньше, чем в производстве.

Когда вовлечённость работающих в отраслях предельно высокая, нанимать новых сотрудников становится сложнее.
Но важен и второй фактор: репутация отрасли и её привлекательность для трудоустройства. По данным исследования hh.ru, каждый десятый соискатель ни при каких условиях не пойдёт работать в промышленность, а от работы в ретейле и логистике и вовсе отказывается каждый пятый.

Синие воротнички — главные герои рынка труда
Добиться эффективности найма в таких условиях становится непросто, но мы поддерживаем работодателей в их планах и работаем над повышением эффективности вакансий в высокий сезон.
В сентябре мы усилили привлечение синих воротничков на вакансии в 12 специализациях: грузчик, водитель, продавец, кладовщик, машинист, разнорабочий, электромонтажник, слесарь, рабочий, упаковщик, уборщик, курьер.
Это те, кто сейчас нужен в промышленности, логистике и торговле. Рекламная кампания в интернете продлится до 1 декабря 2025 года, её видят пользователи смартфонов и компьютеров по всей стране.
Эта рекламная кампания решает сразу две задачи:
• мы показываем соискателям привлекательность работы в растущих отраслях и сглаживаем барьеры
• увеличиваем эффективность вакансий: привлекаем новых соискателей на платформу и повышаем их активность
За год эффективность вакансий для рабочих заметно выросла: среднее количество откликов увеличилось на 65%. А среднее количество релевантных — сколько приглашений сделали работодатели в ответ на отклик — выросло на 48%.
Благодаря рекламной кампании только в сентябре — октябре 2025 года вакансии для синих воротничков получили дополнительные 21,6 тысячи откликов. И показатели продолжают расти.
Почему в это время нужно размещать вакансии?
Ответ — в синергии усилий hh.ru, особенностей поведения новых пользователей платформы и активности работодателей.
Актуальные вакансии с хорошими условиями сразу привлекают внимание новых соискателей и мотивируют их откликаться. Дополнительный эффект — новые публикации покажут вашу заинтересованность в сотрудниках и подчеркнут бренд работодателя у тёплой аудитории.
Как это работает:
1. Соискатели, заинтересованные в работе, видят в интернете объявление и переходят на hh.ru
2. Проходят регистрацию — форма для линейного персонала адаптирована для представителей рабочих профессий, и её удобно заполнять даже со смартфона
3. Сразу после завершения регистрации умный поиск hh.ru соберёт рекомендации вакансий, подходящих под специализацию, а соискатели увидят их
А если дополнить стратегию, то эффективность найма заметно повышается. Например:
1. Размещайте вакансии с приоритетным показом в рекомендациях и выдаче: публикации с тарифами «Премиум» и «Стандарт плюс». Их в первую очередь увидит максимальное количество соискателей с подходящими навыками и опытом. А ещё такая тактика поможет отстроиться от схожих предложений других работодателей и привлечь кандидатов, которые уже интересовались подобными вакансиями.

Так, в группе «Рабочие» вы можете получить в 2 раза больше откликов, просто сменив тариф вакансии на «Стандарт плюс». Это значит, вы быстрее привлечёте соискателей и закроете вакансии
2. Используйте брендированные сниппеты, чтобы подчеркнуть своё предложение в выдаче, а в мобильной версии карточка вакансии займёт весь экран и привлечёт всё внимание к себе.

По статистике, вакансии с брендированным сниппетом получают в 1,6 раза больше релевантных откликов
Мы повышаем активность синих воротничков на платформе, а они всё больше интересуются открытыми вакансиями. Даже небольшими усилиями вы сможете привлечь активную аудиторию, заметно улучшить результативность найма и быстро нанять нужных сотрудников этой осенью
** о среднегодовой численности занятых в 2024 году
↩ На главную блога

